Пятница, 11 Мая 2012 г. 20:05
+ в цитатник
Петровский сквер был разбит в 1830-х годах в честь
заслуг Петра I. С самого начала предполагалось, что в парке будет установлен монумент императора. Эта идея воплощалась достаточно долго - около 30 лет. Памятник был открыт в августе 1860 года. Я уже писала про то, почему на открытках вокруг Петра растут
пальмы, а в данной заметке узнаем историю Петровского сквера.
На вопрос, бывали ли вы в Петровском сквере, каждый воронежец, безусловно, ответит утвердительно. А вот что о нем известно?
Имя Петра, как уже приходилось говорить, почиталось в нашем крае издавна. Здесь царь-преобразователь более трехсот лет назад построил первый отечественный военно-морской флот. «Это в сухопутном-то граде, удаленном от всех морей на тыщи верст?» Да, именно в нём! Не забывайте: во-первых, в ту пору фарватер реки был много глубже, чем загнивающее водохранилище сейчас. А во-вторых, созданные на воронежской верфи брандеры, галиоты, бригантины уходили под малыми парусами вниз по Дону, чтоб помочь державе закрепиться на Черном море. Можно считать, что у нашего города – «морская душа».
В ознаменование заслуг Петра Великого и решено было разбить особый сквер с монументом в центре. Мысль о памятнике возникла ещё в 30-е годы XIX века. Тогда губернатором служил Дмитрий Никитич Бегичев, тайком от подчиненных занимавшийся сочинительством. Кстати, в петербургских театральных кругах он общался с молодым Пушкиным, которого неизменно интересовала личность «вечного работника на троне». Николай I утвердил проект памятника своему пращуру на берегах Воронеж-реки. От обелиска на Острожном бугре (ныне площадь Детей) вниз, на остров к цейхгаузу, должна была идти широкая аллея. В одной из комнат цейхгауза предполагалось устроить мемориальный музей Петра.
Но российские планы искони отличались удивительной способностью оставаться лишь благими намерениями и пылиться в архивных коробах. Новый проект был представлен уже императору Александру II. Воронежцы отказались от идеи триумфальной колонны и предложили бронзовую на пьедестале фигуру, опирающуюся правой рукой о малый трехлапый якорь. Указующий перст левой руки должен был напоминать зрителям о покоренной турецкой крепости Азов.
Александр II внимательно посмотрел чертеж и глубокомысленно повелел «возвысить и расширить пьедестал», а главное, проверить, соответствуют ли щегольские ботфорты Петра тогдашней обуви.
Во вторник 30 августа 1860 года вся почтеннейшая публика собралась возле сквера. Да и как иначе! Впервые в городе открывался памятник. В полдень над рекой прокатился салют – сто один пушечный выстрел. С монумента сползло покрывало. Всеобщее ликование достигло предела, когда духовой оркестр грянул марш, и Азовский полк, молодецки печатая шаг, блеснул воинской выправкой. Ветераны полка стояли в карауле у ног своего кумира. Во второй половине дня в зале Дворянского собрания был дан грандиозный – на 400 персон! – обед. Вечером в театре безденежно давался спектакль «Дедушка русского флота». А вокруг самого «дедушки», изваянного в мундире, с андреевской лентой и звездою на груди, вооруженного короткой шпагой, до потёмок толпились обыватели.
Монумент и в самом деле хорош. Кто же был автором? Поскольку на подлинном чертеже его фамилия отсутствует, в среде краеведов возникло на сей счет несколько ложных версий. Оставим их в покое; творцом памятника был даровитый столичный мастер Антон Евграфович Шварц, ученик блистательного И.П. Витали.
Скульптор обычно трудится в паре с архитектором: мало вылепить модель и отлить фигуру – её должны подчеркнуть удачно выбранные формы постамента. Архитектор воронежского кадетского корпуса «академист» Александр Антонович Кюи решил под пьедестал использовать гранит, залежи которого незадолго до того были открыты под Павловском на Дону. На специальной барке монолит весом в полторы тысячи пудов доставили в губернский центр. Шлифовку каменной глыбы выполнили мужики из села Девицы под руководством двух гранильщиков из Петербурга.
Краевед В.И. Кононов недавно высказал любопытное соображение: при установке статуи на постамент её решили развернуть так, чтобы она стояла к Большой Дворянской не правым боком, как предполагалось, а лицом – так было благопристойней! Теперь левая длань самодержца-реформатора простиралась не на юг, а на запад, как бы подсказывая, в каком направлении россиянам нужно дальше прорубать «окно». Версия В.И. Кононова представляется довольно убедительной. Не исключено, что инициатором новшества действительно был А.А. Кюи.
Памятник был сооружен на пожертвования воронежцев. Думали ли они тогда, что спустя 82 года немецкие вандалы похитят изображение Петра? Вероятно, фашисты позарились на цветной металл и отправили русского царя (а ведь он, между прочим, уважал германцев!) на переплавку в «третий рейх». И только в январе 1956 года на розовый павловский гранит вновь вступил грозный венценосец. Московский скульптор Николай Павлович Гаврилов сохранил неизменной общую композицию так полюбившегося горожанам монумента.
И ещё одно маленькое отступление в историю. Захвативших в Воронеже власть большевиков сильно раздражало присутствие царской особы на их территории. Сразу покуситься на популярную среди населения персону они постеснялись, но в июне 1919 года все же было решено: памятник Петру I заменить каким-либо современным монументом, представив проект последнего на утверждение в горисполком. Над бронзовой статуей нависла вполне реальная угроза, и только более осторожные товарищи из центра посоветовали своим губернским однопартийцам оставить памятник в покое.
Петровский сквер был свидетелем больших народных торжеств, посвященных царственным особам и их деяниям. В 1909 году Россия отмечала 200-летний юбилей Полтавской битвы. В Воронеже он ознаменовался крестным ходом от Митрофановского монастыря по Б. Московской и Б. Дворянской к Петровскому скверу. Движение экипажей и даже вагонов конно-железной дороги было приостановлено. Человеческая масса заполнила до отказа тротуар и мостовую. Кажется, весь город вышел на улицу и проследовал с духовенством от «Митрофана» до Петровского сквера, где вокруг памятника августейшему полководцу выросли горы цветов.
В декабре 1914 года в Воронеже ждали Николая II. По этому случаю городская управа распорядилась навести на Б. Дворянской идеальную чистоту. Фасады срочно красились, стеклянные витрины изнутри мылись швабрами; дома украшались, помимо флагов, гирляндами. Лихорадочно кипела работа возле Петровского сквера. Здесь по эскизам архитектора М.Н. Замятнина сооружалась высоченная триумфальная арка, которой император никак не мог миновать. Кузнечно-слесарная мастерская Тимофея Иосифовича Свиридова изготовила для арки трех металлических орлов: центральный весил 20 пудов, а боковые – по 5 пудов каждый. Умела матушка Русь продемонстрировать верноподданнические чувства. Не то ли и мы делаем, встречая чиновное окружение?
Эпидемия благоустройства не обошла стороной и Петровский сквер. Тут вечно производились какие-то эксперименты: пробивались новые аллеи, заменялись деревья, ставилась и снималась ограда. В 1872 году статую обнесли решеткой, в 1912 году её убрали.
А в 1985 году старый сквер пережил ещё одно бедствие – реконструкцию. Воспетый поэтом-земляком А. Жигулиным древний якорь, поднятый, говорят, со дна реки, почему-то был перенесен в сторону и там брошен (сейчас он и вовсе исчез). Чугунные пушки и мортиры превратились на лафетах в какие-то игрушки.
И все-таки приятно тут бывать. На память обычно приходит ахматовское: «А над Петром воронежским – вороны...» Сегодня ворон тут не меньше, чем их было в 1936 году, когда родилась эта многозначительная строчка. Но чернокрылые вещуньи уже не вызывают прежнего суеверного страха.
Несколько интересных фактов о воронежском памятнике Петру I рассказал на одной из лекций Валерий Иванович
Кононов.
Серия сообщений "Парки Воронежа":
Часть 1 - Музей-диорама: экспозиция боевой техники
Часть 2 - Зоопарк и парк Авиастроителей
...
Часть 16 - Парк "Алые паруса": возрождение
Часть 17 - Первомайский (Городской) сад
Часть 18 - Петровский сквер
Часть 19 - Сад дома офицеров.
Часть 20 - Новая жизнь Центрального парка у Динамо
...
Часть 22 - Весна цветет и пахнет! Пора на прогулку...
Часть 23 - Весна в январе (Алые паруса, Диорама)
Часть 24 - Улица Урицкого / Дом священника Нигрова, 1900-е
Рубрики:
| ВОРОНЕЖ ИСТОРИЧЕСКИЙДневник в целом практически весь состоит из истории города. В этой рубрике можно найти материал по некоторым усадьбам, паркам, площадям, мостам, гостиницам, кладбищам и т. д. Разная всячина, имеющая непосредственное отношение к старине. ЗАПИСКИ СТАРОГО ПЕШЕХОДАОписание зданий, построенных вдоль проспекта Революции (Большой Дворянской).
Материал по книге А. Акиньшина и О. Ласунского «Записки старого пешехода», дополненный фотографиями и примечаниями о том, что нынче находится в том или ином здании. Текст, напечатанный непосредственно из книги, буду выделять курсивом.
|
Метки:
парк
памятник
пётр 1
флора
акиньшин
ласунский
проспект революции
Процитировано 1 раз
Понравилось: 1 пользователю
-
1
Запись понравилась
-
1
Процитировали
-
0
Сохранили
-