Кузькин.. продолжение истории Не хотела даже писать об этом. Но приезд этого предста...
100-летие Первой мировой войны (экскурсия) - (2)100-летие Первой мировой войны: воспоминания, которые хранит Воронеж В Воронеже состоялась экскурси...
Наследие предков - молодым! - (0)Объявлены лучшие авторы исследовательских работ «Наследие предков – молодым!» Завершился регио...
Еврейское кладбище - (0)Воронеж, еврейское кладбище – «у дороги стоит деревце»… Еврейское кладбище города Воронежа &md...
Музей "Костёнки". - (0)В гости к мамонтам (поездка в музей "Костёнки", Воронежская область) Уникальность этого музея ...
Площадь Победы (история) |
Площадь Победы расположена прямо за "Домом со львами " и Главпочтамтом. От нее открывается вид на частный сектор правобережья. Строго перпендикулярно от фонтана идет Помяловский спуск, а влево и вправо - улицы, сохранившие старинные названия: Правая Суконовка и Левая Суконовка.
На следующем фото вид стелы и ниже карта места, откуда сделан снимок.
Изображение площади Победы (в самые разные годы) уже выкладывала раньше.
А сегодня поговорим об истории ее возникновения и о том, что на этом месте было раньше (текст курсивом - из "Записок старого пешехода").
Персоналии, упоминающиеся далее:
Гуненков Николай Федорович (род. 1937) - архитектор
Малкин Лев Абрамович - купец
Пучков Станислав Васильевич (1929-1983) - инженер
Сушков Федор Кузьмич (род. 1923) - скульптор
Вблизи проспекта Революции есть уголок, который чересчур помпезно зовется площадью Победы. Никакой площади в общепринятом значении этого слова нет – но все равно приятное местечко, где душа освобождается от житейской накипи и горюет о несовершенстве человеческой натуры. Сюда надобно приходить только тогда, когда становится невмоготу от суеты и хочется побыть одному, прислушаться к голосу собственного сердца. Здесь хорошо погрузиться в себя, размышляя о драматической истории прошедшего века.
В начале столетия позади отеля "Берлин" располагался небольшой сад с красивым названием «Фантазия». Арендовал его Л.А. Малкин. Сад был отгорожен от отеля, существовал сам по себе – естественно, только в летнюю пору. В нем размещался ресторанчик, стояла эстрада для оркестрантов, и всегда находилось немало охотников пропустить стопку-другую на лоне природы. Тихо звучала музыка, ловко сновали официанты – где еще лучше провести вечерок обывателю?! В бильярдной любой мог продемонстрировать свое искусство с треском загонять шар в лузу.
После революции 1917 года было уже не до ресторанной идиллии. Сад постепенно захирел, деревья вырубили, а территорию захламили убогими сараями. Все это пространство превратилось в обычный двор, куда из посторонних мог забрести разве что какой-нибудь подвыпивший пролетарий.
После Великой Отечественной войны, когда в мастерских архитекторов прорабатывались контуры возрождаемого Воронежа, предполагалось тут, на бровке верхнего плато, устроить бульвар для массовых гуляний. Он должен был начинаться от Петровского сквера и выходить на площадку с фонтаном у улицы Помяловского. Однако этот интересный план не был реализован, и два десятилетия жильцы дома № 27 спокойно пользовались своими допотопными сараями и прочими дворовыми благами.
Фото Помяловского спуска есть также здесь
Но вот в начале 1970-х годов здесь стали происходить странные дела. Сараи исчезли, на машинах завезли землю, укрепили дерном на откосах грунт. Жгучее любопытство прохожих вызывало непонятное сооружение, сколоченное из досок и деревянных щитов. Что-то смутно угадывалось в его очертаниях, но что именно? Строились на сей счет разные догадки, но все они отвергались. Гласности еще не было, и работа шла как бы полутайком. И только обитатели высоких кабинетов знали: идет планировка будущей площади Победы и ищется самый удачный вариант размещения монумента. Бессмысленное на первый взгляд сооружение было, оказывается, просто макетом, привязываемым к рельефу местности.
Наш город в минувшую войну – тема особая, святая, прикасаться к ней больно до сих пор. Если не считать летучих набегов, совершавшихся степными кочевниками под стены сторожевой крепости, оккупация гитлеровцами Воронежа была самой крупной трагедией за все четыре с лишним века его существования. Мы потеряли людей, лишились прекрасных зданий. А кто посчитает, сколько сгорело в пожарищах произведений искусства, антикварных вещей, редких книг... Страшно вспомнить, какими предстали родные пенаты взору первых возвращенцев: горы щебня и битого кирпича, руины домов, хаос и запустение. В самом жутком сне такое не привидится. Надо ли говорить, что намерение создать в центре города мемориал в честь павших встретило у жителей всеобщую поддержку.
Весной 1968 года был объявлен конкурс на лучший проект памятника. Соперников одолела авторская группа в составе воронежцев – скульптора Ф.К. Сушкова, архитектора Н.Ф. Гуненкова и конструктора С.В. Пучкова.
Их замыслы и легли в основу многолетних подготовительных работ. Ведь одно дело – сидеть в мастерской и лепить модель в глине или отливать ее в гипсе, и совсем другое – выйти на натуру и найти самую выгодную точку обзора. Дощатый макет переезжал с места на место, пока, наконец, не встал перпендикулярно проспекту Революции на северной оконечности плато.
И вот наступил светлый день 30-летия Победы – 9 мая 1975 года. Накануне правительственным указом Воронеж был награжден орденом Отечественной войны первой степени, и верхолазы монтажники срочно установили его многократно увеличенное изображение меж двух стел, выполненных из нержавейки. Высота сооружения составляет сорок метров, и его вершина с металлическим орденом, доминирующая над крышами окрестных зданий, хорошо видна в округе. С левобережья обелиск смотрится как на ладони.
В полусотне метров от обелиска находится ключевая достопримечательность мемориального ансамбля – творение Фёдора Кузьмича Сушкова. Если воспользоваться отвердевшими газетными формулами, это – многофигурная композиция, символизирующая единство советского народа в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками.
Бесспорно, военное лихолетье заставило людей сплачиваться, даже палачей с жертвами, которых иногда выпускали из тисков ГУЛАГа: внешняя угроза казалась опасней внутренних смут. И все-таки, созерцая памятник, трудно отделаться от ощущения: уж слишком прямолинейно воплощена в нем эта идея. Прямолинейно даже в буквальном смысле: будто шагают стройными шеренгами демонстранты по Красной площади. Как-то парадно все это выглядит, душу не надрывает. Кажется, чересчур много логики – да и листовой меди тоже: ваятель задался целью заселить свой монумент представителями чуть ли не всех родов войск и разнообразными гражданскими типажами. Вот и получилась иллюстрация к расхожей истине. Гораздо больше трогает распластавшаяся на граните звезда.
Серия сообщений "Памятники ВОв":
Часть 1 - Воронеж – Город воинской славы
Часть 2 - Песчаный лог
...
Часть 14 - Танк у села Пухово
Часть 15 - 9 мая 2012 г.
Часть 16 - Площадь Победы (история)
Часть 17 - Музей-диорама (история и внутри)
Часть 18 - Воронеж. Памятники ВОв. Братские могилы (адреса, фото)
Часть 19 - Воронеж. День Победы 2015
Часть 20 - Новая жизнь Центрального парка у Динамо
Серия сообщений "Площади Воронежа":В рубрике описаны воронежские площади, имеющие историческое значение. Некоторые из них уже не существуют.Часть 1 - Староконная площадь / площадь Ленина
Часть 2 - Площадь Победы: воинское захоронение № 100
...
Часть 13 - Соборная (Смоленская) площадь.
Часть 14 - Сенная (Щепная) площадь.
Часть 15 - Площадь Победы (история)
Часть 16 - Гото Предестинация: первое плавание
Часть 17 - Театральная + Мясная / Советская площадь
Часть 18 - Бронетехника - выставка на Советской площади
Рубрики: | ЗАПИСКИ СТАРОГО ПЕШЕХОДАОписание зданий, построенных вдоль проспекта Революции (Большой Дворянской). Материал по книге А. Акиньшина и О. Ласунского «Записки старого пешехода», дополненный фотографиями и примечаниями о том, что нынче находится в том или ином здании. Текст, напечатанный непосредственно из книги, буду выделять курсивом. |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |