Проспект Революции, 31. Центрторг
|
|
Суббота, 23 Июня 2012 г. 19:26
+ в цитатник
Следующий дом - типичная пятиэтажная "сталинка" о кторой пока что рассказать особенно нечего. История будет о другом доме, который стоял на месте нынешнего с конца 1870-х по 1940-е. На старинной открытке справа виднеется красное двухэтажное здание: вот о нем-то и пойдет речь.
Персоналии, упоминающиеся далее:
Веселовская Варвара Яковлевна (1857-1888), издательница
Веселовский Всеволод Григорьевич (1861-1933), журналист
Веселовский Григорий Михайлович (1837-1896), краевед
Веселовская Лолия Григорьевна (ок. 1873-1940), домовладелица
Веселовская Надежда Давыдовна (ок. 1843-1872), домовладелица
Веселовский Нестор Григорьевич (?-1913), домовладелец
Дмитриева Валентина Иововна (1859-1947), писательница
Епифанов Алексей Епифанович (?-1914), фотограф
Кастнер Василий Федорович (ок. 1828-1895), владелец музыкального магазина
Максимов Даниил Семенович (1840-1882), архитектор
Недетовский Григорий Иванович (1846-1922), писатель
Скиада Михаил Михайлович (1826-1888), краевед
Он невелик, лишен каких-либо затей, имеет пять этажей: нижний, высокий, много лет занимал хлебный магазин, в котором всегда стоял непередаваемо приятный аромат духмяных караваев и батонов. Сейчас в магазине «Центрторга» изголодавшийся человек может найти, кроме хлеба, все, что угодно его желудку. Деловые люди проникли в пустующий ранее подвал, привели его в порядок и приспособили под свои нужды. Здание возведено в середине 1950-х годов по проекту архитектора Г. В. Сихарулидзе. Справа, под аркой, был прежде вход в молодежный Сад строителей, который был как-то незаметно ликвидирован, поскольку своими танцевальными ритмами раздражал обитателей соседнего особняка, где квартировали большие начальники. Много ранее с территории парка тайком был убран постамент с гипсовой статуей тов. Сталина; это была, кажется, единственная на проспекте скульптура вождя «всех времен и народов».
Сам дом не оброс пока ракушками истории, и о нем, быть может, что-нибудь расскажет своим читателям «старый пешеход» конца 21 века. А нам не остается ничего иного, как окунуться в XIX столетие.
О сооружении каких-либо зданий на этом участке до 1870-х годов в архивных документах упоминаний нет. Вероятно, он относился к семинарской усадьбе. Достоверно известно то, что в 1873 году здесь уже стоял жилой одноэтажный особняк – он принадлежал титулярной советнице Надежде Давыдовне Веселовской. На следующий год по ее просьбе городской архитектор Д. С. Максимов спланировал надстройку второго этажа. Еще через год последовала пристройка к флигелю: весьма энергичная была дама. В объектив любителей-фотографов, снимавших громадину духовной семинарии под угловым ракурсом, нередко попадала и часть двухэтажного особняка титулярной советницы. Он имел декорированный фасад с арочными окнами.
Владелица доводилась женой Григорию Михайловичу Веселовскому, одному из самых уважаемых граждан города. В Воронеж он приехал в 1859 году после окончания в Петербурге Главного педагогического института, из которого двумя годами ранее был выпущен Добролюбов. Как и знаменитый критик, Веселовский относился к лагерю разночинцев-интеллигентов, ревностно трудившихся на ниве духовного возрождения народа.
Из всех жизненных решений Григория Михайловича, пожалуй, саамы значительным оказалось намерение оставить службу в губернской гимназии и целиком отдаться исследовательским заботам и общественной деятельности. Из-под его пера один за другим выходят серьезные труды по воронежской истории, статистике, этнографии. К ним и поныне обращаются ученые.
Одно из начинаний Г. М. Веселовского имело особенно большие последствия для местной культуры. В 1868 году он приобрел право на издание газеты «Дон», которая в его руках быстро завоевала лестную репутацию среди провинциальных подписчиков. На ее столбцах появлялись статьи на разнообразные и чаще всего злободневные темы. «Дон» выходил трижды в неделю – по вторникам, четвергам и воскресеньям.
Контора газеты располагалась на первом этаже дома титулярной советницы. Сама семья проживала наверху. Печатался «Дон» в собственной типографии Г. М. Веселовского, которая находилась, по всей вероятности, здесь же, во внутренней пристройке. Поутру издатель спускался вниз, где и совершалось обычное чудо рождения свежего номера. Сюда прибегали с новостями добровольные сотрудники, поступали из столиц телеграммы, стекалась вся криминальная и иная хроника. Тираж в 500 экземпляров не залеживался в экспедиции.
В особняк возле семинарии приходили и господа писатели. Чаще других бывал Михаил Михайлович Скиада: он был первым редактором «Дона» и автором романа «Неверность поневоле», Григорий Иванович Недетовский приносил рассказы из быта духовенства. Позднее, в конце века, сюда постоянно прибегала Валентина Иововна Дмитриева, которая была превосходной изобразительницей тяжкой крестьянской жизни.
В 1884 году издательницей «Дона» стала 27-летняя Варвара Яковлевна Веселовская, вторая жена Григория Михайловича. Она, к сожалению, через 4 года умерла от чахотки, и на капитанский мостик вновь взошел Г. М. Веселовский. Но ему уже готовилась смена: сын Всеволод, питомец Петербургского университета, проявлял интерес к журналистике.
Григорий Михайлович умер весенним мартовским днем. Гражданская панихида проходила в конторе «Дона», где собралась толпа людей: имя Веселовского давно было у всех на устах. Многолетнего гласного городской думы, видного историка, удачливого издателя похоронили с почетом на Чугуновском кладбище. Всеволод Григорьевич повел корабль дальше. В 1899 году домом совместно владели дети Григория Михайловича – Всеволод, Нестор и Лолия.
Веселовский-младший, будучи редактором-издателем «Дона», успевал заниматься и многим другим. В конторе устраивались публичные выставки, где наряду с картинами русских и французских художников можно было увидеть фонограф Эдисона (и даже послушать его бесплатно). Всеволод Григорьевич увлекался техникой и позднее состоял членом научно-фотографического общества. Известен он и как автор мемуарного очерка «Уходящий Воронеж» (1926 – 1927). Кстати, очерк легко мог бы стать поводом для ареста, если бы чекисты, занимавшиеся в 1930-1931 годах липовым «делом краеведов», не снизошли к возрасту В. Г. Веселовского: «Старик, более 70 лет...»
«Дон» прекратил свое существование в 1915 году из-за финансового кризиса, вызванного первой мировой войной. Часть первого этажа домовладелец сдавал внаем. Господин Райскин Нотэ Давидович управлял лавкой по изготовлению и продаже штемпелей и печатей. Еще раньше фотографическое ателье содержал А. Е. Епифанов. Сюда перешел музыкальный магазин наследников В. Ф. Кастнера, где продавались рояли и пианино всемирно известной фабрики «Я. Беккер». После октября 1917 года бывший кастнеровский магазин превратился в нотно-музыкальный, многое тут можно было получить напрокат. В 1924 году в здании находилась и художественная мастерская А. И. Шишкина, принимавшая заказы на изготовление вывесок, иконостасов, декораций, портретов с натуры и т.д. Универсал Шишкин также давал желающим уроки рисования и живописи, резьбы по дереву и лепки.
В бывшей конторе «Дона» в 1930-е годы размещался книжный магазин, который позднее перебрался в новое здание-этажерку по соседству. Сам особняк пострадал при обстреле и был снесен. На его месте и появился дом с пахучим хлебным духом.
По состоянию на 2012 год в здании располагаются: Винный погребок, Империя (салон женского белья), Центрторг (сеть универсамов).
Серия сообщений "Литературное":Книги – только одно из вместилищ, где мы храним то, что боимся забыть. В них нет никакой тайны, никакого волшебства. Волшебство лишь в том, что они говорят, в том, как они сшивают лоскутки вселенной в единое целое. (Рэй Брэдбери. 451 градус по Фаренгейту)
Часть 1 - Памятники литературные
Часть 2 - Литературный некрополь (А.В. Кольцов, И.С. Никитин)
...
Часть 5 - Дом Книги, или что скрывает вывеска?
Часть 6 - Одни извозчики - и нет трамваев!
Часть 7 - Проспект Революции, 31. Центрторг
Часть 8 - Проспект Революции, 39. Дом Сомова/Столля
Часть 9 - Свободы / 2-ая Девицкая / Проспект Солнце Свободы
Часть 10 - Женские имена в истории Воронежа
Часть 11 - Краеведческая конференция
Рубрики:
| ЗАПИСКИ СТАРОГО ПЕШЕХОДАОписание зданий, построенных вдоль проспекта Революции (Большой Дворянской).
Материал по книге А. Акиньшина и О. Ласунского «Записки старого пешехода», дополненный фотографиями и примечаниями о том, что нынче находится в том или ином здании. Текст, напечатанный непосредственно из книги, буду выделять курсивом.
|
Метки:
проспект революции
писатели
акиньшин
ласунский
Процитировано 1 раз
-
Запись понравилась
-
1
Процитировали
-
0
Сохранили
-