-Рубрики

 -Цитатник

Современное искусство - (0)

Кузькин.. продолжение истории   Не хотела даже писать об этом. Но приезд этого предста...

100-летие Первой мировой войны (экскурсия) - (2)

100-летие Первой мировой войны: воспоминания, которые хранит Воронеж В Воронеже состоялась экскурси...

Наследие предков - молодым! - (0)

Объявлены лучшие авторы исследовательских работ «Наследие предков – молодым!» Завершился регио...

Программа Платоновского фестиваля - (0)

Выставочная программа Платоновского фестиваля 2014 Сегодня на пресс-конференции директор фести...

Еврейское кладбище - (0)

Воронеж, еврейское кладбище – «у дороги стоит деревце»… Еврейское кладбище города Воронежа &md...

 -Метки

Бабушка абхазия акиньшин архитектор архитектура архитектурное наследие библиотека боевая техника больница братская могила великая отечественная война ветераны вов водохранилище война вокзал воронежская область выставка вышивка гагра гостиница грибы дедушка день победы диорама дни войны елецких ж/д живность живопись заводы замятнин заповедник земляки имена инки искусство как это было кинотеатр концерт краеведение купечество ласунский латино левый берег лес личное магазин машмет медицина мемориал миронов монастырь москва мост музей музыка новый год образование орленок отдых пётр 1 памятник памятник вов память парк перу писатели площадь подвиг пожар праздник природа проект промышленность проспект революции реконструкция религия реставрация рица руины рукоделие семья снег события ссср старые улицы театр торговля транспорт туризм усадьбы фауна фестиваль флора фолк храм церковь экскурсии ювжд

 -Фотоальбом

Фотоальбом закрыт для неавторизованных и пользователей из черного списка. Зарегистрироваться!

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Виктория_Махракова

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 27.06.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 3327

Проспект Революции, 55. Театр драмы им. Кольцова - Зимний

Пятница, 11 Января 2013 г. 22:36 + в цитатник

Многострадальное здание театра, столько лет простоявшего в ожидании ремонта (с 1996 по 2012), наконец-то снова гордо заблестело афишами. Какой только публики здесь не былои каких только политических режимов не пережил театр! Эти стены видели Щепкина и Мочалова, Чехова и Островского, какое-то время здесь работал завлитом Мандельштам, а Маяковский ругал Америку.В разные времена театр Кольцова выглядел по-разному и тем не менее Воронеж невозможно представить без него. Старинных изображений много в предыдущей заметке про театр, а здесь только виды обновленные.
55 1 (700x525, 235Kb)
Персоналии, упоминающиеся далее:
Александров Николай Васильевич (1904-1980), архитектор
Анчиполовский Зиновий Яковлевич (род. 1928), театровед
Белинский Виссарион Григорьевич (1811-1848), литературный критик
Веселовский Григорий Михайлович (1837-1896), краевед
Войнович Владимир Николаевич (род. 1932), писатель
Данилов Александр Владимирович (1901-1977), архитектор
Зимбовский Михаил Абрамович (1899-1970), актер
Ижогин Вадим Борисович (1931-1993), хормейстер
Кондратьев Вячеслав Леонидович (1920-1993), писатель
Корш Федор Абрамович (1852-1923), содержатель театра
Мартынов Александр Евстафьевич (1816-1860), актер
Маяковский Владимир Владимирович (1893-1930), поэт
Мандельштам Осип Эмильевич (1891-1938), поэт
Млотковская Любовь Ивановна (1804 или 1805-1866), актриса
Мочалов Павел Степанович (1800-1848), актер
Никитин Иван Саввич (1824-1861), поэт
Ожигин Степан Петрович (1916-1993), актер
Олифер Софья Васильевна (1833-1889), домовладелица
Островский Александр Николаевич (1823-1886), драматург
Папов Сергей Иванович (1904-1970), актер
Платонов (Клементьев) Андрей Платонович (1899-1951), писатель
Поляков Аркадий Васильевич (1893-1966), актер
Розов Виктор Сергеевич (1913-2004), драматург
Свирина Екатерина Степановна (ок. 1817-1849), домовладелица
Серафимович (Попов) Александр Серафимович (1863-1949), писатель
Станкевич Николай Владимирович (1813-1840), философ
Твардовский Александр Трифонович (1910-1971), поэт
Флоринский Василий Иванович (1888-1955), актер
Чехов Антон Павлович (1860-1904), писатель
Чичагов Михаил Николаевич (1836-1889), архитектор
Щепкин Михаил Семенович (1788-1863), актер
Шишигин Фирс Ефимович (1909-1985), режиссер
Янов Александр Степанович (1857-1918), художник

Никитинская площадь, как мы помним, до осени 1911 года называлась Театральной. Это значит, что изо всех стоявших на ней строений первенствующую роль играло здание театра – как в смысле своих габаритов, так и с точки зрения общественного веса в городе. В этом не было ничего неожиданного: в каждой губернской столице актерские подмостки неизменно привлекали к себе внимание местной администрации и широкой публики. Начальство опасалось идейной крамолы, демократический зритель требовал калорийной духовной пищи.
Воронежская профессиональная труппа возникла на заре XIX века, много ранее, чем в некоторых других провинциальных центрах. О ее богатейшем родословии можно повествовать бесконечно, но все равно лучше, чем это уже сделано в книгах историка и искусствоведа Зиновия Яковлевича Анчиполовского, пожалуй, не расскажешь. Поэтому остановимся лишь на отдельных эпизодах из старой хроники.
Судя по сохранившимся в архиве планам, здание под номером 55 появилось тут в 1820-е годы. Неизвестно, предназначалось ли оно сразу для зрелищ, или же было позднее приспособлено под театр. Строение находилось в частных руках. Когда-то оно принадлежало дворянке Екатерине Свириной, наследники которой продали его в начале 1876 года госпоже С.В. Олифер за 5300 рублей. На усадьбе, кроме театра с деревянными пристройками, находился еще каменный дом. В марте 1877 года земельный участок на Большой Дворянской со всей начинкой приобрел издатель газеты «Дон» Григорий Михайлович Веселовский.
Как выглядел тогда театр? Весьма непрезентабельно! Здание было гораздо меньших размеров и наполовину ниже, чем теперь. Парадный вход находился со стороны Б. Дворянской, и под специальный навес подкатывали экипажи с сановными пассажирами. Уродливо торчала пристройка, предназначавшаяся для артистических уборных, костюмерной и склада декораций и бутафории.
Г.М. Веселовский в конце 1870-х годов территорию как-то облагородил, а само театральное помещение распространил вширь и ввысь. Здание состояло из двух корпусов, стоящих друг к другу под некоторым углом. Фасады, обращенные на обе улицы, были украшены шестиколонными ионическими портиками.

55 2 (700x509, 245Kb)
Содержать в порядке такое огромное сооружение с годами становилось все более обременительным занятием, и хозяин «Дона» решил от него избавиться. В октябре 1884 года городская дума купила с торгов театр у Г.М. Веселовского и постановила произвести его капитальную реконструкцию. Средства выделялись из местной казны немалые, и каждый из воронежских архитекторов рассчитывал сорвать приличный куш. Были представлены проекты А.М. Баранова, С.Л. Мысловского и И.М. Тихомирова – соответствующая комиссия все отклонила. Выручил сам Г.М. Веселовский. В августе 1885 года он обратился к москвичу Михаилу Николаевичу Чичагову, который в январе следующего года уже выдал первые чертежи и смету. То ли члены думы находились в чересчур добром расположении духа, то ли не разобрались в чертежах – во всяком случае, контракт на 3000 рублей с Чичаговым был заключен: он обязывался руководить всеми строительными работами. Подряд на 48 тысяч рублей отдали, по его предложению, купцу В.А. Александрову, тоже из первопрестольной.
Все было сделано поразительно быстро. В конце августа 1886 года зодчий уже прибыл на приемку здания. Из московского театра Корша привезли занавес и декорации, изготовленные по эскизам художника Янова. 26 сентября состоялась премьера.

55 3 (700x524, 232Kb)
Созданное в псевдорусском стиле, здание имело множество остроконечных шатров, хаотически брошенных на кровлю. Сравнительно молодому городу эта имитация под древность была чужеродна…
Театр вновь сменил обличье в 1937 году, когда местный архитектор Николай Васильевич Александров предложил свой вариант реконструкции. Здание было построено практически заново. Перед входом возник портик из парных, квадратного сечения, столбов с капителями; его венчала скульптурная группа. Сценическое пространство увеличилось. Интерьеры фойе и зрительного зала удачно оформил архитектор Александр Владимирович Данилов.
Летом 1942 года фашистская бомба разрушила стену, требовался серьезный ремонт, и только 31 декабря 1944 года зажглись огни рампы: на спектакль «Горе от ума» были приглашены передовики-строители. Позднее в физиономии театрального здания время от времени появлялись новые черты: исчезла с портика скульптурная композиция, зато расширился тротуар и появились фонари, по соседству выросли многоэтажные дома. Мы уже привыкли к нынешним, достаточно заурядным очертаниям театра, нас больше волнует, что происходило внутри, на сцене.
Театр зачинался в Воронеже, как и везде, с народного лицедейства – с искусства шутов, скоморохов, кукольников. Потом из ярмарочных балаганов перебрался в дворцовые покои, на любительские подмостки, где героев и героинь играли приближенные к начальству сановники и члены их семейств. Затем «благородный» театр сменился профессиональным и стал кормить кочевников сцены, легко перебиравшихся из города в город в поисках новых антрепренеров и зрителей. Чтоб ублажить привередливую публику, актерам приходилось трудиться в поте лица. Иной раз в неделю ставилось несколько пьес, репетиций не хватало, первые любовники и инженю не успевали вызубрить текст и не рисковали покидать кулисы без суфлерской подсказки.

55 4 (700x524, 116Kb)
В Воронеже драматическое художество всегда пользовалось популярностью. Завсегдатаи были не только в партере и ложах, но и на галерке. Фанатичные почитатели Талии и Мельпомены забрасывали актрис цветами, а до тухлых яиц дело доходило только в самых крайних случаях.
Среди первых знаменитостей назовем божественную Любовь Ивановну Млотковскую, которая очаровывала своей несравненной прелестью в трагедиях и мелодрамах. Она украшала собой даже весьма посредственную постановку. Земфирой в инсценировке пушкинских «Цыган» была совершенно бесподобной. А уж лучше Млотковской нельзя было сыскать шекспировской Офелии во всей России!
Гастролировали у нас и многие столичные мастера – пример этому подавал Михаил Семенович Щепкин, сам выходец из глубинки. Весной 1937 года он с двумя дочерьми прибыл в Воронеж. Щепкин исполнял роль городничего в гоголевском «Ревизоре». Быть может, он одарил местных любителей сцены и своим прославленным перевоплощением в образ Фамусова (по грибоедовскому «Горю от ума»).
С середины XIX века репертуар воронежского театра запестрел творениями отца русской реалистической сцены – А.Н. Островского. «Не в свои сани не садись», «В чужом пиру похмелье», «Гроза», «Бедная невеста», «Бедность не порок» - эти названия не сходили с афиш. А в мае 1860 года Островский собственной персоной прибыл в град Воронеж, да не один, а с замечательным актером Александром Евстафьевичем Мартыновым. Последний был, к сожалению, тяжко болен, и его воронежские гастроли (три больших спектакля сряду) лишь ускорили кончину.
Произведения Гоголя, Островского, Сухово-Кобылина, Писемского, А.К. Толстого, Чехова – золотой фонд отечественной драматургии. Эти пьесы разыгрывались в Воронеже и после 1917 года. Впрочем, некоторые режиссеры побаивались браться за классику: слишком сложно. Иное дело – сочинения современных авторов. Тут самая главная проблема: где найти актера, похожего на Ленина, да как его половчей загримировать. Во времена коммунистической идеологии зрители охотно ходили на «Человека с ружьем», «Любовь Яровую», «Разлом», рукоплескали, переживали, порой утирали слезы. Свет рампы был и оставался волшебным миром, где душа испытывала счастливые минуты потрясения.

55 5 (700x524, 269Kb)
Но ведь кроме Ивана Шадрина, Шванди и Годуна на воронежской сцене действовали и другие персонажи. В 1940 году Аркадий Васильевич Поляков играл принца датского: такое впечатывается в память навсегда. А Василий Иванович Флоринский в образе Кутузова! Шла война. Воронеж был прифронтовым городом, и монологи старого фельдмаршала звучали, как напутствие людям в гимнастерках, заполнившим зал.
Уже седой легендой стал «Алексей Кольцов» - по автоинсценировке замечательного романа Владимира Кораблинова. Весь город только и говорил о постановке Фирса Шишигина. Все в ней было необычно, особенно оформление и хор, исполнявший кольцовские песни (заслуга В.Б. Ижогина). В спектакле был занят отличный актерский ансамбль – С.П. Ожигин, С.И. Папов, М.А. Зимбовский. Вероятно, в честь этого спектакля и сам театр стал Кольцовским.
В сценическом действии участвует не только актер, но и зритель: важен внутренний контакт между ними, высекающий искру сотворчества. Без живой, горячей реакции зала даже самая совершенная режиссура не вытянет спектакля. Желательно, чтоб в театральных креслах сиживали не холодные наблюдатели того, что делается на подмостках, а пылкие сопереживатели игры.
Сколько юношеских восторгов испытал здесь Николай Станкевич, будущий глава московского литературно-философского кружка! Воспитанник одного из частных пансионов, он часто бегал в театр, чтоб упиваться дивными образами, созданными госпожой Млотковской. Ее голос был приятен и нежен как свирель, а милый вид так много говорил сердцу. Не смея признаться обожаемой в своих чувствах, Станкевич посвящал ей стихи, о существовании которых она едва ли догадывалась.
Исполнено экзальтации и другое стихотворение, адресованное воронежской труппе. Его обычно приписывают Алексею Кольцову. Прасольский сын охотно заглядывал в театр: он отдыхал там от торгашеского духа, пропитавшего насквозь родительский дом. А когда приехал любезный друг Павел Степанович Мочалов, у них происходили долгие беседы о театре и драматургии. Кольцов ходил на «Гамлета» (коронную роль Мочалова) и со священным трепетом следил за перипетиями давно знакомого сюжета.
В письмах поэта к Виссариону Белинскому нередко заходила речь о театре. А в мае 1837 года критик и сам проездом оказался в Воронеже, где в ту пору гастролировал знаменитый М.С. Щепкин. Тот пригласил Белинского в ложу. Давали какой-то переводной водевиль, в котором была занята и дочь Щепкина.
Нельзя сказать, что завсегдатаем зала был Иван Саввич Никитин. В его письмах есть довольно нелестные оценки. Однажды он даже назвал воронежскую труппу безобразным сбродом, впрочем, примирительно добавив: «О вкусах не спорят…»

55 6 (700x524, 234Kb)
В 1892 году в Воронеж, как мы помним, приехал Антон Павлович Чехов со своим издателем А.С. Сувориным, который, кстати, не без успеха пробовал себя в драматургии. Разумеется, обойти вниманием театр они не могли. Чехова ждал сюрприз: игрался его водевиль «Медведь». Автор искренне хлопал артистам, которые оказались довольно недурными. В другой раз спектакль шел в пользу голодающих крестьян: сбор был полный. Чехова вообще приятно удивила тяга местных жителей к сценическому искусству.
После Октября 1917 года театр стал именоваться Большим Советским. У журналистов «Воронежской коммуны» была тут безвозмездно забронирована ложа: спектакли рецензировались на страницах газеты регулярно. Нередко в ложе появлялся пролетарского обличья паренек, которому судьба уготовила нелегкую участь писателя и мыслителя. Андрей Платонов… Он тогда только начинал свою дорогу в бессмертие. К театру Платонов всегда был неравнодушен и позднее создал несколько любопытных пьес и киносценариев.
22 ноября 1926 года по сцене Большого Советского вышагивал длинноногий Владимир Владимирович Маяковский и грохотал своим басом. В зале сидели как неистовые маяковцы, аплодировавшие всякой остроте своего божка, так и решительные противники «трибуна революции», готовые освистать любое его слово. Маяковский выступал с «лекцией-путешествием» под кокетливым названием «Мое «открытие» Америки». Думал ли он, что проклинаемый им тогда «американский образ жизни» спустя несколько десятилетий покажется его соотечественникам чуть ли не раем? Декламировал поэт и стихи. Немалая часть публики возмущенно шикала, когда он читал «Сергею Есенину».
В ноябре 1933 года в Воронеж прибыл Александр Серафимович Серафимович, чей роман «Железный поток» не залеживался в библиотеках. Гвоздем почти двухнедельного пребывания прозаика в городе стал вечер-отчет в театре. Он рассказывал о себе, отвечал на записки из зала, читал куски из своих последних вещей. Официальная пропаганда делала из Серафимовича образцового партийного сочинителя. А он был в сущности, как и многие другие писатели, лишь заложником тоталитарного режима.
В середине 1930-х годов сюда на работу ходил Осип Эмильевич Мандельштам, которому не без труда удалось исхлопотать для себя должность заведующего литературной частью театра. Сказать, что это был лучший в Воронеже театральный завлит, было бы, думается, неправомерно: характером не вышел. Зато его тонкие и меткие замечания по поводу актерской игры и даже режиссуры приносили коллективу несомненную пользу.
В страдную военную пору воронежский театр старался поднять людям настроение, внушал уверенность в конечной победе над фашизмом. На спектаклях бывали журналисты из газеты «Красная Армия», распространявшейся в частях Юго-Западного фронта; появлялся и Александр Трифонович Твардовский. Он еще не написал своего «Василий Теркина», но уже подступался к «Книге про бойца».
Уже на нашем веку случались визиты в Воронеж крупных отечественных драматургов, приезжавших, как правило, на премьерные спектакли по своим произведениям. Назовем хотя бы Виктора Розова (1973), Вячеслава Кондратьева (1982), Владимира Войновича (1992).

55 7 (700x524, 232Kb)
…Итак, если бы нам захотелось отметить дом под № 55 по проспекту Революции особыми знаками почтения – во славу тех, кто тут когда-либо трудился или наслаждался плодами работы других, то, наверное, не хватило бы стен. Поэтому лучшей мемориальной доской может стать наше историческое знание, негаснущая память о служителях и ценителях сцены.
В результате преклонного возраста и ремонтных работ, проводимых иной раз наспех, здание было признано аварийным и с 1996 года закрылось для публики (артисты перебрались на малую сцену нового здания), а вокруг были поставлены оградительные решетки. Был подготовлен проект реставрации здания (с сохранением его прежнего облика), но для реализации требовалась баснословная сумма (около 200 миллионов рублей).

28 апреля 2012 года состоялось торжественное открытие реконструированного Воронежского академического театра драмы им. А. Кольцова.
Несколько скринов, скопированных с сайта самого театра. А также внешняя ссылка на виртуальный тур по театру (откуда и взяты скрины):
Театр драмы1 (700x395, 105Kb)
Театр драмы2 (700x395, 89Kb)
Театр драмы3 (700x395, 107Kb)

Серия сообщений "Театр, Кино, Цирк, ДК":
Четвёртый раз смотрю этот фильм и должна вам сказать, что сегодня актёры играли как никогда. (Фаина Раневская)
Часть 1 - Воронежские театры
Часть 2 - Из истории воронежских кинотеатров и филармонии
...
Часть 11 - Новая жизнь ДК (бывшего клуба ГОО)
Часть 12 - Проспект Революции, 50. Театр Кукол "Шут"
Часть 13 - Проспект Революции, 55. Театр драмы им. Кольцова - Зимний
Часть 14 - Проспект Революции, 56. К/т "Пролетарий"
Часть 15 - Оперетта «Летучая мышь»

Рубрики:  ИСКУССТВО
ЗАПИСКИ СТАРОГО ПЕШЕХОДА
Описание зданий, построенных вдоль проспекта Революции (Большой Дворянской). Материал по книге А. Акиньшина и О. Ласунского «Записки старого пешехода», дополненный фотографиями и примечаниями о том, что нынче находится в том или ином здании. Текст, напечатанный непосредственно из книги, буду выделять курсивом.
Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 3 пользователям



Олюнь   обратиться по имени Пятница, 11 Января 2013 г. 22:48 (ссылка)
Есть и новое здание драмтеатра, но в нём мне ещё не довелось побывать...
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 11 Января 2013 г. 23:02ссылка
Очень необычный и непривычный интерьер. Даже отдельные экскурсии, посвященные этой теме решили на работе сделать:
1) "Воронежская планета" Юрия Купера http://marinika.biz/ekskursii-po-voronezhu-premernye-ekskursii
2) Зимний городской театр XXI века http://marinika.biz/ekskursii-po-voronezhu-dostoprimechatelnosti-voronezha-teatr-im-koltsova
Перейти к дневнику

Пятница, 11 Января 2013 г. 23:09ссылка
Жаль, я там не была...
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку